Двумстам семидесяти трем человекам сделаны прививки

Письмовник

Грамматика

Какие бывают числительные?

Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пять и несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными (состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).

Когда используются собирательные числительные?

Собирательные числительные используются:

1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак;

2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении ‘люди’: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;

3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;

4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.

Как склонять числительные?

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.

По образцу существительных третьего склонения (ночь, тень) склоняются:

Но: т. п. – восьмью и восемью.

  • числительные на -десят: пятьдесят, шестьдесят и др.:

Но: т. п. – восьмьюдесятью и восемьюдесятью.

Особое склонение имеют числительные двести, триста, четыреста и все числительные на -сот (пятьсот, шестьсот):

Нужно запомнить:

Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных:

ПРАВИЛЬНО: До ск о льких работает библиотека? Она работает до ст о льких-то, а НЕ *до скольки, до стольки-то.

Нужно помнить, что у составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Правильно: не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках.

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая.

ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»

В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть». Почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»?

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально ‘мешок’): шесть сороков соболей. Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте.)

«Полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток) существует. Т. к. слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора: Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?
Кстати, полтора – это сращение слов полъ и вътора – «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт.

Если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, например двадцать два) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека. Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т. д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т. д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников. Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: р. п. – двух столов, пяти столов, д. п. – двум столам, пяти столам.

Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость. Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров) и т. п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2-4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены). При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.

Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта.

Можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк – разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах).
В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительное одни брюки. Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими, как пара сапог, пара носков, пара перчаток – о двух предметах, используемых в качестве пары.
Употребление словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой – что говорится о двух предметах).

Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т. п.). Употребление слова пара в значении ‘несколько’ (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков) или ‘две штуки чего-либо непарного’ (пара яблок, пара мешков) характеризуется словарями русского языка как просторечное.

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча – существительным или числительным?

Если тысяча – имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории , парадоксам истории и т. д. форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется).

Если тысяча – числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря, в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями.

Так что такое тысяча – числительное или существительное?

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в т. ч. в значении ‘число и количество 1 000’) именем существительным.
«Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А. П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям, слово тысяча – имя существительное только в значениях ‘огромное количество, множество’ и ‘большие деньги, состояние’. А в значениях ‘число 1000’ и ‘количество 1000’ тысяча – количественное числительное.

Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежа тысячью (не тысячей!).

Таким образом, слово тысяча является существительным и во всех падежах управляет зависимым от него словом. При этом форма творительного падежа этого существительного – тысячей (с тысячей рублей).

Однако одновременно с формой творительного падежа существительного тысячей существует форма числительного – тысячью, в сочетании с которой согласование и управление конкурируют. Согласование возможно только в том случае, если слово тысяча обозначает точное число и не имеет при себе определения: с тысячью студентами, с тысячью знакомыми, с тысячью рублями в кармане. Форма тысячью также может обозначать неопределенно большое количество чего-либо, в этом случае вместо согласования требуется управление: человек с тысячью лиц, в кабинете все заполнено тысячью бумаг; Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов (Гоголь); тысячью буйных и огненных голов (Л. Андреев), тысячью мелких уколов (Короленко).

Правильно: тысяче работников, миллиону работников, трем тысячам работников (д. п.), тысячей работников, миллионом работников, тремя тысячами работников, тысячью работниками и одной тысячей работников (т. п.).

Правильно: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов, но обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

Источники:

  • Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. В 2 т. М., 1980.
  • Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. Грамматическая правильность русской речи. 2-е изд., М., 2001.
  • Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2003.

10 класс Элективный курс Урок №25-26 Морфологические нормы. Имена числительные в устной и письменной речи

Основные задачи урока:

  1. отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи; продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных;
  2. развивать логическое мышление учащихся, умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы; способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся;
  3. воспитывать внимание к слову; содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Читать еще:  Аналог цефтриаксона в таблетках для детей

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №25-26 Морфологические нормы Имя числительное»

Морфологические нормы. Имена числительные в устной и письменной речи

научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.

отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи; продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных;

развивать логическое мышление учащихся, умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы; способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся;

воспитывать внимание к слову; содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

учащиеся знают нормы, связанные с правописанием и употреблением числительных; демонстрируют правильное употребление и написание числительных в устной и письменной речи

раздаточный материал, опорные таблицы

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Эпиграф к уроку:

Числа — и есть тот бог, который правит миром.

— Как вы понимаете высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

— Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью. Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? Обоснуйте ваш ответ.

— Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске (дети читают «птичьим базаром», учитель пока не исправляет неправильные варианты).

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2017 года.

— Легко вам выполнить это задание?

— Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности. На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия.

— Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Тема нашего урока – «Имена числительные в устной и письменной речи»

Знакомятся с эпиграфом, высказывают свою точку зрения о смысле фразы Пифагора.

Читают предложения, высказывают предположительно тему урока.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока

Этап актуализации опорных знаний

Морфологические нормы имен числительных.

Существуют свои нормы при употреблении имён числительных:

1) В сложных и составных количественных числительных склоняются все части (книга со ста пятьюдесятью шестью страницами).

2) При склонении сложных и составных порядковых числительных изменяется только последнее слово в числительном (родиться в тысяча девятьсот девяносто втором году).

3) Собирательные числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода (двое юношей, трое мужчин) и не сочетаются с существительными женского рода (нельзя сказать: трое девушек, только: три девушки).

4) При сочетании существительного с числительным, обозначающим дробь, существительное должно стоять в родительном падеже единственного числа (нельзя: 12,6 километров, только: 12,6 километра).

5) Числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы: в Именительном и Винительном падежах: полтора – полторы и полтораста, во всех остальных падежах полýтора и полýтораста. Эти числительные соединяются с существительными в Родительном падеже единственном числе (Им. и Вин. падеж): полторы ложки, и во множественном числе (все остальные падежи): около полтораста страниц.

— А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?

6) Количественные числительные (кроме числительного одни) не соединяются со словами, обозначающими парные предметы, как: сани, ножницы, сутки, брюки, очки и т.д. (нельзя: двадцать две сутки, тридцать три ножницы) – следует использовать правку выражения: Прошли двадцать вторые сутки / двадцать два дня. Куплены ножницы в количестве тридцати трёх штук.

Вспоминают правила склонения и употребления имен числительных, используя материал опорных таблиц

Практикум по теме урока.

Задание 1. Замените цифровые обозначения словами.

1. Он не знал, как распорядиться полученными 1560 рублями. 2. К 194 прибавить 620. 3. Фермер посеял пшеницу на 465 га земли. 4. Из 290 участников олимпиады в вуз поступили лишь 10%. 5. Лагерь находился в 1675 километрах от границы. 6. Воздух был наполнен 1000 птичьих свистов. 7. К 1325 учащимся одной школы присоединились около 850 учащихся другой. 8. Появилась серия пособий с 6567 чертежами. 9. На покупку нового компьютера мне не хватает 790 рублей. 10. Библиотека располагает 2379 произведениями русских классиков.

Задание 2. Прочитайте микротексты, заменяя цифровые обозначения словами.

У нас в студии Парамон Степанович Калашников, немало добившийся в оптовой торговле. Он, располагая всего 762 руб. 94 коп. начального ка­питала, за месяц увеличил его до 76 450 руб. Уставный капитал зарегист­рированной им вскоре фирмы «Алёнушка» составил более 440 990 рублей. Ныне его состояние приближается уже к 965 773 долларов.

В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы про­сите возобно­вить сеансы известного народного целителя. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором целитель провел 48 сеансов с 52 893 гражданами разных стран, он отпра­вился в Урюпинск. На последнем его сеансе там присутствовало около 740 человек, после чего мы узнали о 568 положительных результатах. У 567 человек изменился цвет глаз, а в самом последнем, 568-м, письме сенсация: у 85-летнего Акима Акимо­вича Сидо­рова прорезались зубы!

3. Новости культуры

С огромным успехом прошел концерт группы ***. После него выбито более 54 700 стекол, выломано около 280 дверей и опрокинуто не менее 250 автобусов. Конеч­но, это бледновато в сравнении с 367 автобусами, перевернутыми накануне фанатами группы ***, но если к тем 367 прибавить эти 250, то можно сделать вывод: в целом интерес молодежи к музыке не ослабевает. О 187 электричках, испытавших на себе всплеск эмоций по­клонников группы ***, мы уже сообщали в прошлый раз.

Задание 3. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант. Объяс­ните свой выбор. Укажите случаи возможного использования разных вариантов.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое дру­зей). 2. Она отчаянно боролась за свою жизнь, страшась оставить без вся­кой помощи (четырех си­рот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) прекрасные охотники. 4. Старшие сыновья уехали, младшие дожидались, пока за ними (троими – тремя) приедет мать. 5. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). 6. При больном барине неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 7. (Три лодки – трое лодок) стояли у самой воды. 8. В приемной вы увидите (двух секретарей – двоих секретарей). Обратитесь к секретарю по фамилии Андреева. 9. Встреча (трех лидеров – троих лидеров) – Сталина, Рузвельта и Черчилля – состоя­лась в Ялте в 1944 году.

Задание 4. Из слов, данных в скобках, выберите правильный вари­ант.

1. Три (первые, первых) недели мы занимались только фонетикой французского языка. 2. Три (первые, первых) месяца было трудно привы­кать к чужой стране, к дру­гому ритму, к другому быту. 3. (Первые, пер­вых) три года после Академии он рисовал только эскизы к будущим кар­тинам. 4. Прочитайте два (первые, первых) предложения. 5. Наши спорт­смены завоевали три (золотые, золотых) медали. 6. (Последние, послед­них) два часа мы ни о чём не говорили. 7. Три (крупные, крупных) яблока ле­жали на дне корзинки. 8. Две (яркие, ярких) звезды взошли над домом. 9. В жюри вокального конкурса были приглашены две (знаменитые – знамени­тых) певицы. 10. За три (последние, последних) сезона у женской сборной по биатлону не было ни одной победы в индивидуальном зачёте. 11. В октябре в эфир будут выходить как минимум две (новые, новых) программы о здоровье и спорте.

Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с употреблением имени числительного.

1. К полуторам килограммам сахара надо добавить сок 10 лимонов. 2. Четверо женщин одиноко стояли на причале. 3. Машины стояли у обоих ворот. 4. Лагерь находится в полуторастах километрах от поселка. 5. Этот план рассчитан до двух тысячи пятого года. 6. У обоих сестер были невероятно лучистые глаза. 7. Трое профессоров нашего университета принимали участие в международной конференции. 8. На обеих берегах реки располагались туристические палатки. 9. Я не досчитался двухста рублей. 10. Паром с пятидесятью шести пассажирами отчалил от берега. 11. Университет находится в полуторах километрах от общежития. 12. Мы сдаем в аренду площадь от двести шестьдесят пять квадратных метров. 13. У меня живет собака и трое котов. 14. В район бедствия прибыл самолет с восьмидесятью девятью тоннами гуманитарного груза. 15. Прожиточный минимум в этом году равнялся двум тысячам двухстам пятидесяти рублям.

Задание 6. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением форм имени числительного. Исправьте их.

1. На обоих выборах в Госдуму победили демократы. 2. В семье было трое сыновей. 3. Семинар вели двое доцентов. 4. Из троих подруг никто не поступил в университет. 5. Более двухсот пятидесяти студентов приняли участие в конференции. 6. На обоих очках сломались дужки. 7. Вес некоторых рыб равнялся полуторам килограммам. 8. Имение находилось в полутораста километрах от города. 9. Эти диски можно купить по семьдесят пять рублей. 10. Я отправилась на рынок с тысячью пятьюстами рублями. 11. На вечер Виктор пришел с обоими сестрами. 12. С двух тысячи пятого года вступил в силу закон о монетизации льгот. 13. Четверо студентов из нашей группы сдали сессию досрочно.

Задание 7. Отметьте сочетания, в которых нарушены нормы употребления числительных:

1) у обоих сестер 2) до полутора килограммов 3) с тремястами пятидесятью рублями 4) на обоих переговорах 5) до двух тысяча шестого года 6) с тысячей студентов 7) до двухста пятидесяти человек 8) четверо друзей 9) с обеими подругами 10) к трехстам пятидесяти книгам 11) на восьмистах гектарах 12) к стам граммам 13) к восьмисот пятидесяти зрителям 14) трое профессоров 15) стоимость от девяноста пятидесяти рублей.

Читать еще:  Аллергия на бодягу лечение

Выполняется в группе – взаимопроверка «Карусель»

Тексты (каждой группе один текст) разбираются в группе, зачитываются в классе.

I. Всё о числительных

Контрольная работа

Задание 1. Запишите цифры словами.

Перед 750 студентами выступил ректор. На место происшествия инспектор приехал с 4 помощниками. Напишите расписку в получении 4732 рублей 29 копеек. Издать книгу с 94 иллюстрациями.

Задание 2. Найдите ошибки и исправьте их.

При доигрывании партии выяснилось, что было более три вариантов ее продолжения. У обоих часов сломалась пружина. Длинной вереницей вытянулись 22 саней. На личном счету летчика больше миллиона триста пятидесяти километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. Четверо аспиранток направлены в распоряжение института. Пройти на лыжах более сто пятьдесят километров. 274 суток провели папанинцы на дрейфующей льдине. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестьсот пятидесяти километрам.

Задание 3. Из данного текста выпишите числительные, распределив их по значению и составу.

Волны могут быть огромной величины. В океане наблюдались волны шириной в 13–14 метров и длиной 400 метров. Максимальную длину ветровой волны наблюдали в 824 метра, она распространялась со скоростью более ста километров. Так, в 1883 году во время извержения вулкана Кракатау образовалась волна, достигшая 35 метров в высоту и 148 километров в длину. Эта волна смыла все, даже почву, с близлежащих островов.

Задание 4. Вместо точек вставьте числительные оба, обе.

По . сторонам дороги тянулись поля. Город раскинулся по . берегам реки. Ребенок держал игрушку . руками. . братьев приняли в секцию. У . сестер разряды по гимнастике. Склоны . оврагов размыты ливнями. Русла . рек песчаные.

Задание 5. Вместо точек вставьте числительные полтора.

К . километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в . километрах от деревни. До цели осталось около . километров. Вся дорога заняла около . суток.

Задание 6. Подберите к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, включающие имена числительные.

Часто менять решения; угнетать кого-либо; заставлять много работать; знать очень хорошо; быть очень умным.

Ответы: как свои пять пальцев; семь пятниц на неделе; семи пядей во лбу; спустить семь шкур.

Задание 7. Определите, к каким частям речи относятся слова с числовым значением.

Пятерка, пятерня, пятак, пятиэтажный, пятый, пятимиллионный, пятьдесят; тройка, троиться, тройня, тройной, трехбалльный, третий.

Задание 8. Обозначьте главное слово в словосочетаниях.

Две сосны, тремя вопросами, пять карандашей, семь яблок, пятнадцатью килограммами, девяноста девятью вопросами.

Дополнительные задания

№ 1. Объясните стилистическую роль числительных.

Три и два – пять. В окне на девятом этаже погас свет. Мы живем в одной квартире.

№ 2. Объясните значение фразеологизмов.

1) Все как один, в один голос – .

2) За один присест – .

4) Палка о двух концах – .

5) Как две капли воды – .

6) Наговорить с три короба – .

7) Идти на все четыре стороны – .

8) Как свои пять пальцев – .

№ 3. Образуйте от количественных числительных порядковые, поставив их в р.п., п.п.

15, 58, 581, 29, 765, 995.

№ 4. Прочитайте предложения, правильно употребляя числительные.

Первый междугородный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1898 года между Петербургом и Москвой. Первая телефонная станция открылась в 1882 году в Москве. В русских летописях первые сведения о погодных условиях относятся к 860 году.

№ 5. Спишите, заменяя числа словами.

1) Первый чай в России появился в 1638 году, когда монгольский хан прислал русскому царю 60 килограммов чая в обмен на 100 соболиных шкур. Первые коллекции марок в России появились в 1884 году. С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоявших из 139 марок.

2) Первой печатной книгой в России является «Апостол» – церковная книга, выпущенная в Москве в 1564 году Иваном Федоровым. Печатание ее началось в Москве 19 апреля 1563 года и было завершено 1 марта 1564 года. Эту дату и принято считать началом русского книгопечатания.

№ 6. Прочитайте предложения, правильно употребив числительные.

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11,6 километра, и она имела 13 станций.

№ 7. Образуйте сложные слова.

7 лет, 30 градусов, 4 этажа, 7 миль, 37 метров, 5 тысяч.

№ 8. Просклоняйте числительное 1/16.

№ 9. Прочитайте текст, выпишите числительные, заменив цифры словами.

В древнерусских летописях Москва впервые упоминается в 1147 году, а в 1156 году суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил город. Более чем за 800 лет наша столица значительно изменилась. Сейчас ее территория составляет свыше 900 квадратных километров. Около 40% всей ее площади (около 35 тысяч гектаров) занимают 11 лесных массивов, около 100 парков и бульваров, более 700 скверов.

№ 10. Распределите в два столбика: 1) числительные, 2) сложные прилагательные.

Двухэтажный, семицветный, триста сорок пятый, пятисотый, двухъярусный, девяностолетний, трехмиллионный, первый, одна девятая, две седьмых.

№ 11. Определите состав числительных:

тринадцать, четыреста, шестьдесят, семьсот, три, двести, пятьдесят пять, сорок восемь, два, триста девяносто четыре, двадцать семь, одиннадцать, десять.

№ 12. Прочитайте фразы, употребляя числительные в нужном падеже.

Туристы приехали из (3, 5, 7, 11, 22, 26, 30, 33, 45, 54) городов. В библиотеке выдали книги (2, 4, 9, 12, 20, 25, 31, 42, 69, 80, 100) студентам.

№ 13. Какое утверждение неверно?

1) Допустимы вариативные формы числительного тысяча: тысячей и тысячью.

2) При склонении составных порядковых числительных изменяется только последняя часть.

3) Сложные числительные состоят из двух и более слов.

4) Собирательные числительные не сочетаются с существительными м.р., являющимися названиями животных и птиц.

№ 14. Какое утверждение неверно?

1) Собирательные числительные не сочетаются с существительными ж. р.

2) Числительное полтора употребляется при существительных всех родов.

3) Склонение дробных числительных выражается в изменении всех составляющих дробные числительные слов.

4) Простые порядковые числительные склоняются так же, как прилагательные.

№ 15. В каком ряду все выделенные слова – порядковые числительные?

1) Пятьдесят шестого автобуса, четырнадцатым этажом, девяносто пятый выпускник, трехкратный чемпион, десятичная дробь;

2) сотому покупателю, тридцатая годовщина, пятерым малышам, первая победа, шестерку лошадей;

3) пятидесятитысячный стадион, второе мая, половина третьего ночи, восемнадцатым годом, двадцатилетний юбилей;

4) тысяча триста двадцать девятый километр, одиннадцатых классов, шестидесятые годы, о четырехсотой школе, к восьмому октября.

№ 16. В каком ряду все числительные – количественные?

1) Из десяти книг, восемь с половиной страниц, семьюдесятью тремя тоннами, обоих студентов, с трехметрового столба;

2) сто тысяч лет, одна шестая суши, двести семьдесят первая квартира, десятка два яблок, первоклассный шофер;

3) четырехсот пятнадцати рублей, к восемнадцати миллионам граждан, в трех томах стихов, девятьюстами гектарами, двести пятьдесят лет;

4) у семи учениц, в первой тысяче билетов, до восьми раз, обеими бригадами, аттестат с пятерками.

№ 17. В какой строке указана неверная грамматическая характеристика выделенного числительного?

Мы долго искали остановку сто сорок девятого автобуса.

1) Начальная форма – сто сорок девятый.

2) Постоянные признаки: порядковое, составное.

3) Непостоянные признаки: употреблено в м.р., в ед. ч., в р.п.

3) В предложении является дополнением.

II. Повторение

1. Орфографическая зарядка.

Оди_адцат_м классом, после дв_надцати месяц_в, на трет_й алле_, с восьм_десят_ пят_ помощниками, к дев_ност_ дев_ти процентам, с дев_ност_ трет_го этажа, в дев_ност_метровой гал_ре_, в двест_ восе_десят трет_ей квартир_, к четыр_ст_ сем_дес_т_ килограммам, на четыр_ст_сем_десятой ступен_, более сем_сот грам_ латун_, к шес_адц_т_ годам, шес_адц_т _летие, с два_ц_т_летием, в об_их случаях, по об_им причинам, за об_ими беглецами.

2. Проверьте себя!

Ответьте на вопросы:

1. Какая часть речи называется именем числительным?

2. Как изменяются числительные?

3. Какой частью речи являются слова тысяча, миллион, миллиард?

4. Назовите разряды числительных по составу. Приведите примеры.

5. Какие вы знаете разряды числительных по значению?

6. С какими существительными «дружат» собирательные числительные?

7. В чем особенность склонения сложных числительных? Составных числительных?

8. Какие числительные имеют только две падежные формы?

9. Почему порядковые прилагательные не относятся к числительным?

10. В каких числительных ь пишется в середине, а в каких – в конце?

3. Покажите свои знания!

Задание 1. Прочитайте рассказ. Проверьте правильность заполнения таблицы примерами из этого текста. В выделенных предложениях объясните знаки препинания.

«Здравствуй, Никита! Как и обещал, пишу тебе. Правда, на девятый день, а не сразу. Напрасно ты мне завидовал. Это не турлагерь, а дурлагерь. Собралось человек тридцать дураков, и каждый мнит себя завзятым туристом. Поднимаются в шесть утра, минут двадцать пять как заведенные делают зарядку, потом, не разбирая дороги, несутся к реке. Плещутся, ныряют. Я смотрю на них и думаю: нормальный человек и за сто рублей не полезет в такую холодную воду.

В первый однодневный поход я не пошел. Нашел себе другое занятие. Тут много разных камней, решил собрать коллекцию. Они вернулись из похода поздно. Двое подошли, увидели камни и говорят: “А ты здесь времени не терял, Плюшкин”. Я долго ломал голову: что за Плюшкин? Потом догадался: это им, наверное, бабушкины пирожки показались плюшками.

Во второй поход они меня все-таки утащили с собой. Я сложил свои камни в рюкзак (в лагере ни сторожей, ни дежурных) и отправился. Еле дотащил свой рюкзак до второго привала. Здесь они решили устроить рыбалку. У меня удочки не было, и я пошел собирать новые камни. Вернулся и вижу: поймали одиннадцать больших рыбин, собираются варить уху. Я предложил: “Давайте эту рыбу испечем, тогда всем достанется поровну, а в ухе все разварится, и не поймешь, кто сколько съел”. Ты представить не можешь, Никита, как они хохотали.

А когда возвращались обратно, они вот что сотворили. Вытряхнули из моего рюкзака все шестьдесят восемь камней и поделили между собой по два и по три. У меня остались каких-то полтора – большой и маленький. Я чуть не бросился на них с кулаками. А они: “Да не бушуй, отдадим мы тебе твои камни, когда вернемся”. И действительно отдали. Теперь вот думаю: зачем им надо было тащить в своих рюкзаках мои камни?».

Читать еще:  Боли в локтях причины и лечение

На этом письмо обрывалось. Может быть, автор потерял его? Но хочется думать, что он перечитал свое письмо, что-то понял и не стал дописывать.

Употребление собирательных числительных

1. Собирательные имена числительные могут сочетаться только со следующими группами имен существительных:

а) с существительными м. рода, обозначающими лиц: двое студентов, пятеро мужчин, семеро детей;

б) с существительными общего рода: четверо сирот;

в) с существительными, обозначающими детенышей животных: трое поросят, семеро медвежат;

г) с существительными, не имеющими формы единственного числа: двое суток, трое брюк;

д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок, трое лыж.

Примечания. 1. Собирательные числительные не используются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола; в этом случае следует использовать количественные числительные: две дочери, три женщины. Ср.: два сына — двое сыновей, три мужчины — трое мужчин. 2. Не рекомендуется использовать собирательные числительные с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола по должности, званию. Например: два профессора (но не двое профессоров), три декана (но не трое деканов).

2. Собирательные числительные никогда не включаются в составные числительные. Например, нельзя сказать: двадцать четверо суток, но: двадцать четыре дня, в течение двадцати четырех суток и т. п.

3. Числительное оба не сочетается с существительными, употребляющимися только во множественном числе; в этом случае используются описательные обороты, например: у тех и других часов (но не у обоих (обеих) часов).

Склонение имен числительных

Имена числительные не имеют единой системы склонения. Например: числительное один склоняется как местоимение этот; числительные два, три, четыре имеют особую систему склонения (три, трех, трем, три, тремя, о тех); числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения; числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего типа склонения (1-го и 2-го) и т. д.

1. Числительное сорок в им. и вин. пп. имеет нулевое окончание, в остальных — окончание – а.

2. Числительные девяносто, сто в им. и вин. пп. имеют окончание – о, в остальных — — а.

3. Числительные полтора, полтораста в им. и вин. пп. имеют формы полтора, полтораста, в остальных — полутора, полутораста.

(о) полутора; полутораста

4. При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части сложного слова.

5. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

семьсот семьдесят семь

семисот семидесяти семи

семистам семидесяти семи

семьсот семьдесят семь

семьюстами семьюдесятью семью

(о) тридцати четырех

(о) семистах семидесяти семи

6. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

(о) тридцать третьем

7. Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительного оба: оба (м. и ср.) и обе (ж.).

(об) обоих друзьях

(об) обеих подругах

8. При склонении дробных числительных изменяются обе части по образцу склонения количественных (числитель) и порядковых (знаменатель) числительных.

две четвертых (дома)

двух четвертых (дома)

двум четвертым (дома)

две четвертых (дома)

двумя четвертыми (класса)

(о) двух четвертых (класса)

I.Числительные, записанные цифрами, напишите словами. Числительные и другие слова, заключенные в скобки, поставьте в нужной форме. При наличии в скобках нескольких слов выберите подходящее по контексту.

1. В нем около 200 крестьянских дворов (Н. Лесков). 2. Пятичасовые сутки древнейших, догеологических периодов земной истории удлинялись и достигли современной продолжительности – 24 часов (И. Ефремов). 3. На эту программу он уже истратил 26 миллионов долларов: на ежемесячную выплату 400 профессорам по 500 долларов и 3300 учителям школ – по 200 долларов, на проведение 38 научных конференций для учителей, на переиздание 650-тысячным тиражом лучших учебников для средней школы (Газета). 4. – Ниже (полтораста) метров не разворачивайся (В. Каверин). 5. – Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из 230 рублей (Л. Н. Толстой). 6. Без всякого сомнения, в (оба) случаях самое драгоценное время для ужения язей – раннее утро (С. Т. Аксаков). 7. До этого селения добирались мы более (полтора) суток (Газета). 8. Мировой судья приговорил (оба) товарищей к десяти рублям штрафа (Л. Андреев). 9. Народу на площади собралось не более 500 человек (Газета). 10. На земле произрастает около 100 (тысяча) видов разнообразных грибов (Ф. В. Федоров). 11. Например, дождевик гигантский содержит белковых веществ 6,6 (процент) от сырой массы, белый гриб – 4,6 (процент), подберезовик – 3,9 (процент) (Ф. В. Федоров). 12. Солнце только что село, Матвей рассчитывал гулять не больше (полчаса) (В. А. Обручев). 13. Поля, засеянные кукурузой, занимали площадь более 2354 (гектар) (Г. Николаева). 14. Раскопки в первом доме и в этом хранилище заняли у нас время до (полдень) (В. А. Обручев). 15. После душных вечеров в роще у развалин, которые до (полночь) дышали жаром, ночлег на берегу озера был очень приятен (В. А. Обручев). 16. На дне этой впадины я заметил кое-где голые грядки высотой до (пол-аршина) (В. А. Обручев).

II. Объясните употребление собирательных имен числительных в приводимых ниже предложениях. Возможна ли их синонимическая замена в этих предложениях количественными числительными? Мотивируйте свой ответ.

1. Утром в ржаном закуте, где златятся рогожи в ряд, семерых ощенила сука, рыжих семерых щенят (С. Есенин). 2. За ними шло еще несколько шахтеров и двое военных (А. Фадеев). 3. Когда он трое или четверо суток не бывал в их доме, воспоминание о ней заставляло его сердце биться со сладкой и тревожной грустью (А. Куприн). 4. Семья Зиненок состояла из отца, матери и пятерых дочерей (А. Куприн). 5. Семеро с ложкой, а один с сошкой (Посл.). 6. Трое вышли и потонули в недвижимой мгле (А. Серафимович). 7. Всего солдат было десятеро (С. Сергеев-Ценский). 8. В самой караулке у деревянного крашеного стола, кроме разводящего сидели двое: рядовой Банников и ефрейтор Цапля (А. Грин). 9. К десяти часам пришли еще шестеро гостей (Ю. Герман). 10. Рукавицы потерял, а двое за поясом (посл.).

III. В приведенных предложениях из произведений писателей ХVIII-ХIХ веков найдите числительные. Нормативно ли их употребление для современного русского литературного языка?

1. Затем, продержав с месяц в деревне, отправила его в Петербург, назначив на прожиток по сту рублей ассигнациями в месяц (М. Е. Салтыков-Щедрин). 2. Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет (А. С. Пушкин). 3. Тебе ж, разумник мой, осьмое в свете диво, не миновать, поверь, стыда и нищеты, и пустят в мир тебя проклятые науки (А. А. Шаховской). 4. – Ей Богу не знаю, как и чем я родня ему: кажется седмая вода, может быть, даже и не на киселе, а на чем-нибудь другом (Ф. М. Достоевский). 5. Наконец подпоручик Толстовалов с пятидесятью охотниками сделал вылазку, очистил ров и прогнал бунтовщиков (А. С. Пушкин). 6. Убито их было до тридцати человек, ранено до осьмидесяти (А. С. Пушкин). 7. Пришлось довольствоваться шестьмистами рублями (А. Ф. Писемский). 8. В сию минуту Салманов передался, и Бошняк остался с шестидесятью человеками офицеров и солдат (А. С. Пушкин). 9. Верст больше седьмисот пронесся, – ветер, буря. (А. С. Грибоедов).

IV. В приведенных предложениях найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения стилистически. Объясните свою правку.

1. Космонавты успешно выполнили задание, проработав на космической станции «Мир» 253 суток. 2. Среди депутатов было четверо женщин. 3. Машины стояли одна от другой в полуторах метрах. 4. У обоих ворот пришлось срочно поставить часовых. 5. За день депутат успевал принять и выслушать тридцать четырех человек. 6. По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье. 7. Касса клуба располагала двумястами пятьдесят четырьмя тысячами рублями. 8. Груздь содержит в своей шляпке 32,2 процентов белков. 9. В этом году город отметил свое шестьсотлетие. 10. Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двухстами сороками рублями. 11. Все дело заняло не более пары минут. 12. Мы опоздали всего на полторы сутки. 13. В его словах была все же какая-то двухсмысленность. 14. На столе лежало пол огромного арбуза. 15. Лекции студентам читали трое профессоров. 16. С обоих сторон простирался густой лес.

V.Перепишите текст, заменяя цифровые обозначения чисел словами и раскрывая скобки. Прокомментируйте выбранные вами формы.

«Наутилус» имеет 2 корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими (дву- – двух-)тавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. Двойная обшивка корабля изготовлена из листовой стали, удельный вес которой равен 7 8/10. Толщина наружной обшивки не менее 5 сантиметров, вес – 394, 96 (тонна). Внутренняя обшивка, киль – в вышину не более 50 сантиметров и в ширину 25 сантиметров, весом 62 тонны, – машины, балласт и прочее оборудование, обстановка, внутренние переборки и пилерсы – все это вместе взятое весит 961,62 (тонна). Таким образом общий вес судна составляет 1356,48 (тонна). «Наутилус» выступает над поверхностью воды не более чем на 0,1. Следовательно, желая погрузить «Наутилус» в воду, необходимо располагать резервуарами, емкостью равными этой 0,1 (доля) его объема, иными словами, способными вмещать в себя 150,72 (тонна) воды. В последнем случае вес судна составил бы 1507 (тонна), и оно совершенно ушло бы под воду.

(По Ж. Верну // Перевод В. Г. Мирошниченко).

Вопросы и задания для повторения ко всему разделу

1. Каково категориальное значение имени числительного как части речи?

2. Перечислите лексико-грамматические разряды имен числительных.

3. Почему порядковые числительные некоторые лингвисты относят к относительным прилагательным? Какова ваша точка зрения? Мотивируйте свой ответ.

4. Почему слова тысяча, миллион, миллиард, триллионодни ученые относят к числительным, другие – к именам существительным? Мотивируйте свой ответ.

5. Охарактеризуйте морфологические признаки и синтаксические связи имен числительных.

6. В чем заключаются отличительные особенности (семантические и грамматические) числительного один, одна, одно, одни?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector